Музыка - целитель

Добрый день, уважаемые посетители.  Сегодня поговорим о музыке и её влияние на здоровье человека как психологическое , так и физическое. Издавна музыка воспринималось музыкантами, философами, педагогами как необходимое средство духовного развития человека. Многие педагоги говорят о необходимости обучения музыки с детства, независимо от природных способностей, а в Англии, Японии и Канаде музыка является обязательным предметом как в общеобразовательных так и в высших учебных заведениях.

С глубокой древности известно её лечебное действие. Авиценна применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. Французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах. В.М. Бехтерев подчеркивал огромное значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни, ее лечебное и гигиеническое значение. В своих трудах он   подчёркивал влиянии музыки на деятельность сердца, артериальное давление, обмен веществ, работоспособность и другие функции.

Из истории

Ещё с древности выделилось три направления влияния музыки на человека:

  • на духовную сущность
  • на интеллект
  • на физическое тело

Пифагор говорит, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетний опыт воздействия музыки на животный мер, растения и человека. Многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Как гласит предание, царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула. он лечил pадикyлит громкими звуками тpyбы, однажды он своей музыкой возвратил безyмномy благоpазyмие. К музыке обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетские жрецы. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Гиппократ использовал музыку в лечении таких заболеваний как лунатизм и эпилепсия.

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций как средство анестезии. Шекспир устами Ромео  говорит Джульетте: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».

Однако в следующие эпохи древние традиции и опыт были утеряны. Развитие материалистического сознания и науки потеснило их на «обочину» истории: гелиоцентрическая картина мира Коперника не признала идею «гармонии сфер», связи музыки с Космосом, и интерес ученых к этим проблемам постепенно угас. И только с ХIХ столетия начинается возрождение узко терапевтической практики: французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в практической психиатрии.

В России лишь в конце 19 начале 20 вв. в работах В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, И.М. Догеля и И.Р.Тарханова появились данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б. Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, поэтому он использовал музыку во время сложных операций.

После первой мировой войны музыкотерапия получила дальнейшее распространение. В 30-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза, австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Все эти наработки стали основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

Во второй половине ХХ столетия технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, неизмеримо возросли. Выяснилось, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечнососудистую систему, приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Постепенно стали накапливаться научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Эксперименты велись в нескольких направлениях:

  • влияние некоторых музыкальных инструментов на живые организмы
  • влияние музыки выдающихся композиторов
  • индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов
  • воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений

Становление

Интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире в двадцатом веке. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Французский профессор Альфред Томатис обратил внимание на целебную эффективность музыки Моцарта, ее способность стимулировать интеллект и исцелять человека даже от неизлечимых болезней и успешно применял наработанное в своей практике и учил последователей в своей школе.

Итальянский психолог Антонио Менегетти разработал основы онтопсихологической музыкотерапии, направленной не только на исцеление, сколько на профилактику болезни, с помощью комплексного действия через пение, звук, танец.

В основу системы С.В. Шушарджана положены специальные методики исцеления. Оперный певец (в прошлом)  выделяет вокалотерапию как метод повышения резервных возможностей организма человека и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга.

Профессор психологии Валентин Петрушин  разработал оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии. Его практический опыт синтезирует лучшие из известных древних методик и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, учёный стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.

Владимир Элькин (Санкт-Петербург), будучи практическим целителем, сумел эффективно объединить музыкотерапию с цветодиагностикой Макса Люшера, разработав комплексную помощь в решении психологических проблем, используя слово, живопись и музыку.

Восприятие музыки – сложный творческий процесс

Изучение исследователями психофизиологичекого аспекта воздействия музыки, позволило выявить следующие факты:

  1. музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови; повышает и понижает мышечный тонус
  2. стимулирует появление эмоций; улучшает вербальные и арифметические способности
  3. стимулирует процессы восприятия и памяти
  4. активизирует творческое мышление

Специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга.

Музыкотерапия в работе с детьми

Когда речь идет о формирующемся мозге ребенка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Здесь очень важно, чтобы ребенок с рождения имел возможность слышать красивую музыку. Восприятие музыки можно считать ведущим видом музыкальной деятельности, ведь оно доступно человеку еще до его рождения, и ещё потому, что сопутствует всем остальным. Восприятие – сложный творческий процесс переживания музыкального содержания.

Музыкальное звучание воспринимается как процесс, во время которого сменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставления, трансформации, смены динамики и статики, напряжения и покоя. Это процессуальное развитие и делает возможным передачу различного идейного содержания, придает музыке силу воздействия, превращает восприятие музыки в подлинно художественное переживание.

Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни. Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне (как правило, дети фиксируют свое внимание на какой-либо одной стороне музыкального образа – ритме, тембре, динамике, ладе), так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов  для усиления их воздействия. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. В 1916 г. В.М. Бехтерев писал:

«Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать».

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребёнка.

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Сила музыки заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и дети начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Одна из важнейших задач музыкотерапии - формирование у гиперактивных детей умения слышать и слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое внимание этих детей не развито вследствие их импульсивности, двигательной расторможенности и дефицита внимания.

Для неконтактных детей стоит задача развития их эмоциональной сферы, создания благоприятных условий для социализации и включения детей в совместную деятельность. Как свидетельствовали наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Развитие чувства ритма было еще и столь необходимо для коррекции поведения у гиперактивных детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Для мало контактных детей ритм помогает вхождению в различного рода деятельность.

Музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный ребёнок, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия музыкой способствуют развитию коммуникативных навыков, дети становятся контактными, дружелюбными, доброжелательными.

Формы музыкальной терапии

В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.

Музыкальная психотерапия – это направление, использующее музыку и музыкальные инструменты в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. В зависимости от степени участия клиента в психотерапевтической группе музыкотерапия подразделяется на две основные формы: активную и  пассивную (рецептивную).

Пассивная музыкотерапия

Предлагает прослушивание различных музыкальных произведений, соответствующих их психологическому состоянию, после чего происходит обсуждение собственных переживаний, воспоминаний, ассоциаций, фантазий, возникающих в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения. Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

  • Первое произведение формирует определенную атмосферу для всего занятия, проявляет настроение участников группы, это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.
  • Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека
  • Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, или, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Цель пассивной музыкальной терапии - определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое способствует отреагированию различных проблем и достижению новых смыслов. В качестве дополнительных средств используют дыхательные упражнения, живопись, танец.

Пассивная музыкальная терапия существует в трех формах:

  1.  коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия
  2. реактивной (направленной на достижение катарсиса)
  3. регулятивной (способствующей снижению нервно – психического напряжения)
Композиторы, произведения которых рекомендуются для музыкотерапии:   К. Глюк, Ж. Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С. Рахманинов А. Дворжак, Д. Шостакович, П.Чайковский, Л. Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шопен. 

Активная музыкотерапия

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Происходит воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Активная музыкотерапия предполагает непосредственное участие клиента в музыкотерапевтическом процессе (он сам поет, играет на доступных музыкальных инструментах, выполняет творческие задания музыкотерапевта). К самым популярным ее направлениям относятся:

  • вокалотерапия
  • музыкально-педагогическая реабилитация
  • музыкотерапия по методу Нордоффа-Роббинса
  • аналитическая музыкотерапия и активная музыкопсихотерапия
  • онтопсихологическая музыкотерапия по А. Менегетти

Вокалотерапия базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов, а также упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. Она сочетает в себе использование внутренних (вокалотренинг) и внешних (рецептивная музыкотерапия) акустических сигналов сложной ангармонической природы.

Музыкально-педагогическая реабилитация использует с лечебно-восстановительной целью музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде музыкально-дидактических игр, обучения пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки.

Музыкотерапия по методу Нордоффа-Роббинса. В этом направлении делается акцент на уникальность роли “живой” (исполняемой самим музыкотерапевтом) музыки как средства коммуникации. При этом музыкотерапевт должен иметь навыки музицирования и импровизации. Существуют разновидности метода для детей, подростков и взрослых. Участники всех уровней вовлекаются в процесс совместного с терапевтом создания музыки с помощью музыкальных инструментов.

Аналитическая музыкотерапия и активная музыкопсихотерапия. Происходит исследования бессознательного посредством психоанализа "звукового самовыражения" клиента, происходящего в процессе совместного (вместе с музыкотерапевтом) музицирования. Здесь используется психоанализ, который ведется на основе теоретических концепций Фрейда, Адлера, Клейна. При этом в рамках музыкотерапевтического сеанса обязательно должна проводиться психологическая коррекция – метод комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения пациента, а также на развитие его некоторых психических функций: памяти, внимания, мышления.

Онтопсихологическая музыкотерапия – автором её является Антонио Менегетти, который считает, что бессознательное представляет собой реальность не только психическую, но и телесную. При этом в организме человека изначально (уже с периода внутриутробного развития) заложен определенный порядок, внутренняя гармония. Этот внутренний порядок наделен особой – сугубо индивидуальной – музыкой и движением. При этом методе используются ударные инструменты. Музыкотерапевт выполняет функции "посредника".

В данном процессе нет никаких правил, с каждым моментом рождается новая музыка, спонтанная, согласующаяся с внутренней гармонией пациента, которая отражает взаимодействие его тела, эмоций, состояния души. Цель состоит в том, чтобы у пациента была максимальная возможность проявиться наилучшим образом и с большей любовью к себе посредством именно музыкального посыла, на который реагирует организм.

На сегодняшний день мировая официальная музыкотерапия использует около 20 различных “общепризнанных” методик. Среди них:

  • Клиническая. Применяется в профилактических и лечебных целях.
  • Фоновая. Используется в качестве фона во время психотерапевтических мероприятий.
  • Рецептивная. Человек пассивно слушает музыкальное произведение или его отдельные моменты.
  • Экспериментальная. Занимается исследованием разных музыкальных воздействий на человека.
  • Активная. Человек сам создает мелодию, играя на инструментах, занимаясь пением или отбивая ритм.
  • Интегративная. Проходит в сочетании с иными видами терапии, относящимся к искусству (танцы, рисование и так далее).
  • Тематическая. Имеет в своей основе сюжет и лекцию по определенной тематике (пример: творчество определенного музыканта).

Музыкотерапевт ГансГельмут Декер-Фойгт в своей книге “Введение в музыкотерапию” подметил: “На свете есть почти столько же видов музыкальной терапии, сколько музыкальных терапевтов”. Активное участие в музыкально-терапевтическом сеансе клиента, выражающего свое эмоциональное состояние в разных видах искусства, приводит к разрушению имеющегося у него внутреннего конфликта. Наилучшим психотерапевтическим способом выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше – пение.

В процессе игры человек совершает движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Чтобы воспроизвести мелодию голосом, участнику приходится дышать в ее темпе. Наблюдения показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп и психологическое восприятие музыки становится тоньше: участники могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели.

Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже выбирает, что для него полезно. Механизм музыкотерапевтического воздействия на живую материю был определен как акустико-биорезонансный эффект, в возникновении которого огромную роль играет ритм. Высокий уровень ритмичности, особенно тот, который совпадает с естественными физиологическими ритмами, вызывает позитивные эмоции. Негативные эмоции нарушают ритмичность организма (желание удалить раздражитель). С помощью соответствующей музыки можно восстановить здоровый ритмический режим и исцелить больной орган, включить саморегулирующие функции организма.

Методами музыкального воздействия можно регулировать самые разнообразные его функции, но главное влияние осуществляется на высшие планы человеческой психики, где коренятся причины всех без исключения болезней.

По видам на сегодня существуют две школы шведская и американская. 

Шведская школа музыкотерапии акцентируется  на том, что музыка воздействует на физическом уровне и способна добраться даже до глубинных слоев личности. А терапия применяется для установления контакта, когда человек демонстрирует закрытость или нет возможности работать в системе диалогового общения. Здесь можно работать с эмоциями, которые провоцирует музыка. Музыку делят на успокаивающую и активизирующую.

Американская школа фокусируется на изучении влияния определенной композиция на человеческую психику. Разработаны каталоги произведений, оказывающие помощь при определенных расстройствах. В основе теоретической базы находится теория психоанализа. Основная цель музыки – раскрытие каналов для выхода накопившихся эмоций. Это помогает в ситуациях, когда есть страхи, тревожные мысли и другие механизмы, блокирующие естественный ход эмоциональных переживаний. Согласно американскому подходу, для каждого типа заболевания необходима определенная композиция, протестированная ранее специалистами.

Заключение

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии, и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей - это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества.

Музыкотерапия является наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются, осознанно или нет, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу… Она, музыка, сразу непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.

Лев Николаевич Толстой

-------------------------------------------------------

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение